С какими проблемами столкнулся ЦАХАЛ после начала наземной операции в секторе Газа: разбор Военной хроники
По мере продвижения Сухопутных войск Израиля вглубь кварталов сектора Газа вскрываются проблемы, к решению которых ЦАХАЛ, судя по всему, не был готов изначально.
Как продвигается наземная операция Израиля?
В целом темп боевой операции ЦАХАЛ внутри кварталов сектора Газа остаётся невысоким. Как мы сообщали ранее, ставка определённо сделана на сохранение жизней солдат, однако одновременно с этим наблюдаются сложности как на тактическом уровне управления войсками, так и на оперативном при планировании дальнейших действий. Стратегический замысел операции остаётся прежним: на первом этапе наземной операции ЦАХАЛ стремится отрезать северные районы Газы — Джабалию, Зейтун, Аль-Шати, Бейт-Ханун и Бейт-Лахию — от южной части анклава. Однако по мере исполнения плана появляются особенности, которые могут помешать проводить операцию с минимальными потерями.
Какие?
ЦАХАЛ заявляет, что израильские войска отрезали город Газа и северные районы от южных кварталов, однако зачистка внутригородских территорий в данный момент представляется маловероятной. Прежде всего на это влияет тактика применения бронетехники ЦАХАЛ — израильские войска используют танки Merkava Mk.4 и БТР Namer в отрыве от пехоты. Это позволяет палестинцам поражать технику из РПГ и при помощи самодельных бомб. Это привело к тому, что менее чем за месяц боевых действий ЦАХАЛ мог потерять от 30 до 45 единиц тяжёлой техники, чего в новейшей истории не случалось ещё ни разу. Тактика действий пехотных подразделений ЦАХАЛ при этом не меняется и постепенно влечёт за собой увеличение потерь: наземные войска не продвигаются вперёд без прикрытия бронетехники, однако действовать в отрыве от пехоты техника также не может, поскольку сразу попадает под огонь палестинцев с РПГ. По мере продвижения вглубь кварталов ситуация ухудшается: если поражение израильской техники на прибрежном шоссе Аль-Рашид ещё можно списать на неопытные экипажи и отсутствие систем ситуационной осведомлённости, то в плотной городской застройке экипажи танков и БТР не могут просматривать местность более чем на 50—100 м. Это даёт ХАМАС преимущество и позволяет поражать бронетехнику с близкого расстояния — 20—50 м.
Какие выводы можно сделать?
Во-первых, альтернативы продвижению ЦАХАЛ внутри городских кварталов пока нет. Авиационные удары не приносят желаемого эффекта. Во-вторых, текущей численности израильских войск может не хватить для зачистки всех городских кварталов, поскольку для полноценного выполнения всех задач может потребоваться несколько сотен единиц тяжёлой техники одномоментно, а для продвижения согласно ранее озвученным планам может потребоваться несколько тысяч танков и БТР. Скопление такого количества техники на узких городских улицах может привести к ещё большим потерям, чем сейчас, после чего генералитет ЦАХАЛ и политическое руководство страны могут оказаться на развилке двух равноценных по своей тяжести решений: или свернуть операцию в городских кварталах, или продолжить (и возможно расширить её), пренебрегая потерями.